21 мая 2024 г. Каспийский политический центр (Caspian Policy Center — CPC) — ведущий американский аналитический центр, расположенный в Вашингтоне и занимающийся изучением экономических, политических, энергетических вопросов и вопросов безопасности Каспийского региона, провел восьмой Транскаспийский форум, посвященный обсуждению развития Срединного коридора. На мероприятии присутствовали официальные лица США, послы Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана и советники-посланники Армении и Казахстана в США.
Прежде всего, стоит отметить, что Срединный коридор, также известный как Транскаспийский международный транспортный маршрут — масштабный международный железнодорожный и морской коридор, связывающий китайские и европейские рынки через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию (рис. 1). Данный коридор служит увеличению грузоперевозок из Китая в Турцию и европейские страны, а доставка товаров по нему осуществляется в среднем за 20-25 дней.
Источник: Маршрут // Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут». URL: https://middlecorridor.com/ru/marshrut (дата обращения: 21.05.2024).
На форуме с первыми двумя докладами выступили Арун Венкатараман, помощник министра торговли по глобальным рынкам США и Джон Марк Поммершайм, заместитель помощника госсекретаря США по делам Центральной Азии. В своих выступлениях они подчеркнули необходимость модернизации транспортно-логистических связей в Каспийском регионе, а также рассказали о важности расширения торгово-экономических отношений между США и странами региона.
Далее с докладами выступали послы Азербайджана, Киргизии, Узбекистана и советники-посланники Армении и Казахстана. В целях повышения эффективности Срединного коридора посол Азербайджана Х. Ибрагим заявил, что необходимо взаимодействовать с частными компаниями, чтобы минимизировать риски и затраты. Особое внимание он уделил Организации тюркских государств, которая, работая над такими вопросами, как таможенные пошлины и правила, создает необходимые условия для развития многостороннего сотрудничества между государствами-членами и их международными партнерами.
Послы Киргизии и Узбекистана, в свою очередь, обратили внимание на укрепление региональных связей. Б. Аманбаев, посол Кыргызстана, отметил важность реализации железнодорожного проекта «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», который создаст прямые и эффективные связи между странами Центральной Азии и Турцией. Ф. Сидиков, посол Узбекистана, рассказал о том, как его страна стремится к улучшению связей в Центральной Азии для содействия региональной интеграции. По его словам, Узбекистан уже инвестировал в порты Азербайджана, поскольку Азербайджан является отправной точкой для экспорта узбекских товаров на европейские рынки.
Для полной реализации потенциала Срединного коридора советник-посланник Казахстана Р. Тлеулин предложил, чтобы регион повторил стремление большой семерки к развитию устойчивых связей, торговли и энергетики.
Действительно, в этом направлении казахская сторона активно работает. Например, в ноябре 2022 г. Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали дорожную карту по устранению существующих проблем и развитию Срединного коридора на 2022-2027 гг. А в июне 2023 г. было подписано трехстороннее соглашение между Азербайджаном, Казахстаном и Грузией о создании единой логистической компании.
Среди участников особое внимание привлекает представитель посольства Армении в США, поскольку Армения не является участником реализации Срединного коридора, но имеет возможность присоединиться к нему в будущем. В частности, двусторонний переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией без посредников в последние месяцы дает надежду на то, что транспортные связи между ними, возможно, будут разблокированы. А это означает, что Зангезурский коридор все-таки будет реализован. В этой связи А. Григорян, советник-посланник Армении, на данном форуме заявил, что Ереван заинтересован в открытии всех коммуникаций и развитии транспортного сообщения в регионе.
Что касается Азербайджана, то стратегически выгодное географическое положение позволяет ему играть одну из ключевых ролей в реализации различных транспортных проектов в Центральной Евразии, включая Срединный коридор. Участие в таких проектах, с одной стороны, помогает азербайджанским властям диверсифицировать торговые маршруты для страны, а с другой, способствует решению внешнеполитических задач. В частности, экономическая и внутриполитическая стабильность в Азербайджане, в том числе его роль в обеспечении региональной безопасности на Южном Кавказе, обусловили рост инвестиций, направленных на модернизацию транспортно-логистических сетей страны. Неслучайно, что Президент Азербайджана И. Алиев в своей речи на международной конференции, посвященной Срединному коридору и проходившей в Баку 25 ноября 2022 г., особо подчеркнул, что без безопасности и экономического потенциала невозможно добиться полноценной сдачи в эксплуатацию Срединного коридора.
Нужно отметить, что особое место в данном транспортном проекте занимает железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. 18 августа 2022 г. между Азербайджаном, Грузией и Турцией подписан договор «О предварительном обмене данными для облегчения таможенных транзитных операций в рамках проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс», направленный на упрощение таможенных процедур в отношении товаров, перевозимых транзитом по этой железной дороге.
С целью повышения конкурентоспособности и эффективности транспортных коридоров, проходящих по территории Азербайджана и привлечения в данные коридоры дополнительных транзитных грузов, президент И. Алиев 23 ноября 2023 г. подписал распоряжение об утверждении «Плана действий по увеличению транзитного потенциала международных транспортных коридоров, проходящих по территории Азербайджанской Республики, и стимулированию транзитных грузоперевозок на 2024-2026 годы». План действий включает ряд важных реформ в сфере международных грузоперевозок: оптимизация процедур транзитного пересечения границы, улучшение координации между частными компаниями и государственными органами, участвующими в процессе, внедрение процедур на единой цифровой платформе, совершенствование нормативно-правовой базы и адаптация к международным правилам. Согласно данному плану, ожидается рост грузопоток через территорию Азербайджана.
В результате реформ, проведенных в транспортной сфере, объем грузов, проходящих через страну, в 2023 г. увеличился на 162% по сравнению с 2019 г., с 5,1 млн тонн до 13,4 млн тонн. А первый блок-поезд, отправленный по Срединному коридору из Китая 30 декабря 2023 г., прибыл в Азербайджан 11 января 2024 г., т.е. всего за 11 дней, тем самым продемонстрировав высокую конкурентоспособность этого коридора. В связи с чем, можно с уверенностью сказать, что Азербайджан уже превратился в один из ведущих транспортных центров Евразии.
Поэтому возможная реализация Зангезурского коридора в случае разблокировки всех транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией придаст импульс экономическому развитию Армении и превратит ее в часть Срединного коридора. Т.к. Зангезурский коридор, в случае его реализации, станет важным сегментом Транскаспийского международного транспортного маршрута, что позволит Армении получит прямой доступ к рынкам Центральной Азии и Китая. Таким образом, транспортная геополитика в Кавказско-Каспийском регионе создает благоприятные условия для нормализации азербайджано-армянских отношений.