21 мая в Вашингтоне прошёл Восьмой ежегодный Транскаспийский форум, посвященный Срединному коридору. Организатор форума – американский Центр каспийской политики.
Из пресс-релиза: Caspian Policy Center рад принять 8-й Ежегодный Транскаспийский Форум в партнерстве с Посольствами Каспийского региона, включая посольства Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Турции и Узбекистана. В прошедшем году сотрудничество между Соединенными Штатами и странами Большого Каспийского региона продолжило развиваться. В связи с энергетическим кризисом и кризисом безопасности, вызванным российско-украинской войной, стало ясно, насколько важно развивать стратегическое взаимодействие между США и Каспийским регионом. Меняющаяся глобальная парадигма продемонстрировала необходимость для Соединенных Штатов пересмотреть свои партнерские отношения и помочь странам в этом регионе на перекрестке путей обеспечить их экономический суверенитет за счет расширения связей и торговли. Соединенным Штатам и Каспийскому региону необходимо будет разработать и использовать решительные и совместные решения для защиты своих национальных интересов и сотрудничества с разнообразным кругом международных партнеров.
С докладом по Каспию выступил заместитель главы дипломатической миссии Казахстана Рауан Тлеулин. Он отметил Казахстана, отметил важность развития Среднего коридора и рассказал, как Казахстан может повысить эффективность маршрута. «Наряду с нефтью и газом мы сосредоточены на транспортировке обычных товаров и критически важных товаров», — сказал он. – В прошлом году объем грузов, перевезенных по маршруту, увеличился в два раза».
Чтобы реализовать потенциал маршрута, Тлеулин предложил, чтобы регион повторил «намерения G7 по содействию устойчивому взаимодействию, торговле и энергетическим средствам для повышения регионального процветания».
Казахстан уже приступил к совершенствованию Среднего коридора: «Вместе с Азербайджаном, Грузией и Турцией мы также приняли дорожную карту по дальнейшему устранению так называемых узких мест. Реализация соглашений позволит увеличить общий объем торговли до 10 млн тонн в год к 2025 году».
Коротко о многовекторности во внешней политике РК
Для такого регионального государства, как Казахстан, который занимает по площади 9-е место в мире и расположен между двумя крупнейшими государствами Евразии – значимыми участниками современных международных отношений Россией и Китаем, , важно учитывать внешнеполитическую ситуацию как у ближайших соседей, так и в мире в целом. В условиях чрезвычайной сложности вызовов, с которыми сталкивается практически всё мировое сообщество, геополитика диктует свои, порой неписанные «правила» для Казахстана. Наша страна остаётся приверженной многовекторному курсу в международной политике. Поскольку заявлен такой курс был первым президентом РК Н. Назарбаевым ещё в 90-е годы прошлого века, а концептуализация его была оформлена тогда же при министре иностранных дел К.-Ж. Токаеве, определённая внешнеполитическая последовательность и в настоящее время сохраняется вторым президентом страны. Реализация казахстанской многовекторности корректируется и соотносится с изменяющимися международными условиями.
Отстаивая на международной арене принципы Устава ООН, внешняя политика РК заявляет о прагматичном выборе приоритетов и выстраивании такого баланса сил, что позволил бы лавировать с целью создания устойчивого и стабильного мира на своей территории и в Евразии, избежать любой конфликтности с ближайшими соседями и партнёрами из дальнего зарубежья.
Международная турбулентность и последовавшие геополитические изменения в мире в последние несколько лет дали странам Центральной Азии реальный шанс повысить свою значимость на Евразийском континенте. Развернувшееся противостояние Запада, с одной стороны, и Россией, возможно и с Китаем – с другой, превращают государства региона в игроков, от которых во многом будет зависеть развитие ситуации на всем континенте. Географическое положение Казахстана позволяет играть на противоречиях крупных мировых держав, в том числе в процессе развития традиционных и формирования новых транспортных коридоров.
Соглашение ТМТМ вступило в силу в 2016 году, но его проектная деятельность началась на следующий год. Тем не менее ТМТМ носит пока региональный характер и эффективен в двустороннем, либо многостороннем формате межрегионального сотрудничества. Аналитики указывают на сложности прохождения товаров через границы стран-участниц, слабую инфраструктуру на Каспийском море, нестабильную ситуацию на границах Армении и Азербайджана, Грузии, России и Украины и пр.
Срединный коридор уже действует и приносит Казахстану прибыль, поэтому Казахстан выступает за его развитие. Казахстан находится в выгодной позиции: через его земли пролегают оба участка Транскаспийского международного транспортного маршрута.
В отличие от Южного коридора, который практически не интересен Казахстану, ТМТМ всегда рассматривается Астаной как один из инструментов диверсификации своего экспорта и возможности получения дополнительной выгоды от транзита товаров.
Срединный (Средний) коридор имеет ещё одно название – Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Он пересекает Евразию железнодорожным, автомобильным и морским транспортом из Китая через Казахстан и Центральную Азию, акваторию Каспийского моря, страны Кавказа (Грузию, Азербайджан, Армению), Турцию (Черное море), и далее – в страны Европы и Ближний Восток.
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) можно считать модернизованным проектом транскавказской программы TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), который в 90-е годы был запущен Евросоюзом, и в который были вовлечены практически все страны СНГ.
Поэтому стоит обратить внимание на краткий исторический экскурс в отношении Срединного коридора. Этот маршрут имеет давнюю историю TRACECA – программу международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнёрами по созданию транспортного коридора «Европа – Кавказ – Азия» через Каспийское и Чёрное море. В этой программе с 1993 года участвовал Казахстан вместе с Азербайджаном, Арменией, Грузией и всеми республиками ЦА. В программу вскоре были включены Молдова, Украина, также Турция, Румыния, Болгария и даже Иран.
Основанием для организации программы TRACECA послужила Брюссельская декларация, куда были вовлечены международные экономические и финансовые институты. Программа первоначально рассматривалась как мультимодальный транспортный маршрут для контейнерных грузов. Уже в 1998 году все участники программы достигли соглашения о создании железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китайской народной Республики и Монголии в Европу через государства Кавказа и Центральной Азии. Этого соглашения удалось достичь при поддержке США. Маршруты TRACECA создавались в качестве альтернативы российскому Транссибу, где-то даже по аналогии с «Великим Шёлковым путём». Программа TRACECA была институализирована в рамках межправительственной комиссии, был создан постоянно действующий секретариат, штаб-квартира которой расположена в Азербайджане, г. Баку. Но К 2016 года выявился ряд проблем в реализации транспортного коридора ТРАСЕКА, наиболее серьёзные связаны были с введением единого тарифа перевозок, задержками транспорта на пограничных пунктах и др.
Следует отметить, Китай, внимательно отслеживавший процессы по созданию новых проектов с участием стран, расположенных вблизи своей территории, не остался в стороне. Так, со строительством в 2014 году участков автомобильных дорог на территории Китая по программе ТРАСЕКА, обозначена активность Китая в рамках данного проекта и стратегически важного китайского «Одного пояса и пути».
Развитие программы ТРАСЕКА, её будущее во многом стало зависеть от реализации стратегически важной, глобальной инициативы Китая «Один пояс, один Путь» или т.н. нового Шёлкового пути, который, как и TRACECA, была предложена в Астане в 2013 году как транспортный маршрут для перемещения грузов и пассажиров из Китая в Европу, через который преимущественно идёт значительный объём грузопотока.
В 2022-2023 годах, когда возникли реальные риски для международного транзита, Казахстан, как и другие страны ЦА и Кавказа, продемонстрировал серьёзный импульс к принятию практических шагов по диверсификации торговых потоков и транспортных и транзитных маршрутов. С этой целью потребовалось налаживание и улучшение связей с потенциальными рынками.
В настоящее время Казахстан проводит активную дипломатию, направленную на развитие транспортных и транзитных маршрутов, которые соединяют Кавказ и Центральную Азию с внешними рынками. Ведутся переговоры по гармонизации процедур и технических регламентов торговли товарами и услугами, по координации использования водных и других природных ресурсов, совместного использования услуг человеческого капитала и других действий.
На фоне «замирания» проекта ТРАСЕКА происходит активное переформатирование железнодорожной связи с ТМТМ.
Для координации действий в этом направлении 25 ноября 2022 года в казахстанском городе Актау собрались главы МИД и транспортных ведомств Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. Там была принята четырёхсторонняя «Дорожная карта» по развитию международного Транскаспийского коридора «Срединного коридора» на 2022-2027 годы, выработали практические шаги для укрепления сотрудничества в Каспийско-Черноморском регионе. В качестве примера министр индустрии и инфраструктурного развития РК К. Ускенбаев привел следующие данные: за 10 месяцев 2022 года через морские порты Актау и Курык по ТМТМ было перевезено около 1,5 млн тонн грузов, что в два раза превысило показатели 2021 года. А к 2025 году планируемый объём достигнет 10 млн тонн грузов в год, в том числе до 200 тыс. контейнеров в направлении стран Европы.
Казахстанская сторона настроена довести объемы транспортировки нефти через порты на Каспийском море (Актау и Курык) до 20 млн тонн в год через ТМТМ.
Эксперты на нефтяном рынке Азербайджана отмечали, что через Баку, начиная c 2023 года транспортируется около 8-10 млн тонн нефти из Казахстана с учётом БТД, нефтепровода Баку-Супса и железной дороги.
В то же время по железной дороге в направлении черноморских портов Грузии возможна транспортировка около 2 млн тонн казахстанской нефти.
В намерения Казахстана и Азербайджана входит расширение танкерного флота на Каспии и увеличение мощностей БТД до 2,2 млн баррелей в сутки по сравнению 1,2 млн баррелей и т.д.
Итак, сегодня ТМТМ стал ключевым транспортным и транзитным маршрутом, обслуживающим межрегиональную торговлю между странами Кавказа и Центральной Азии и со странами Европы. Казахстан рассчитывает на значимые результаты от участия в ТМТМ. Например, год назад в июне 2023 года была осуществлена пилотная перевозка грузов полуприцепом и тягачами разных стран по мультимодальному маршруту Литва – Польша – Словакия – Венгрия – Румыния – Болгария – Чёрное море – Грузия – Азербайджан – Каспийское море – Казахстан. Срок перевозки составил всего 16 дней.
Казахстан учитывает следующие позиции стран и международных организаций по формированию Срединного коридора:
Казахстан -Армения
В марте 2024 года в ходе визита министра иностранных дел Казахстана М. Нуртлеу в Армению было заявлено о чрезвычайной важности армянской инициативы «Перекрёсток мира» для использования потенциала Срединного коридора и важное в этом плане географическое положение Армении.
Казахстан – Грузия
Казахстан и Грузия осенью 2023 года оформили Соглашение о развитии и повышении эффективности транспортных перевозок Срединного коридора. Документ является дополнением соглашения от 25 ноября 2022 года, касающийся "дорожной карты" на 2022-2027 годы, в нём определены новые меры в развитии инфраструктуры, повышении безопасности и на будущее позиционирование Казахстана и Грузии и Среднего коридора в глобальной торговле и транспортных перевозках. Транзитная роль Грузии играет особую роль в развитии экономики, учитывая действующие соглашения о свободной торговле с Китаем, Турцией и ЕС.
Казахстан и Литва на Транскаспийском маршруте
В мае 2024 года в посольстве Казахстана состоялся казахстанско-литовский бизнес-форум с участием министра транспорта РК М. Карабаева, вице-министра транспорта и коммуникаций ЛР Ю. Скачкаускаса, руководителей Конфедерации промышленников Литвы, морских портов Актау, Курык и Клайпеды, представителей крупных железнодорожных и автомобильных перевозчиков двух стран. Была выражена заинтересованность Литвы в наращивании объёмов грузоперевозок через ТМТМ. Отметим, вступление в 2023 году литовской национальной железнодорожной компании «LTG Cargo» в Международную Ассоциацию «ТМТМ», открывает новые возможности для увеличения объёма грузоперевозок между Казахстаном и Литвой.
Казахстан и Азербайджан, стали важными участниками Срединного коридора и транспортными узлами между Азией и Европой. Оба государства преследуют и свои выгоды от реализации проекта. Они заинтересованы в том, чтобы товары из Китая быстро проходили из Казахстана на побережье Каспийского моря и далее – в Евросоюз через Азербайджан и Грузию. Поскольку Узбекистан и Туркменистан не имеют прямого железнодорожного сообщения с Китаем, этот фактор учитывается Казахстаном – в долгосрочной перспективе Казахстан сохраняет статус основной транзитной территории в Центральной Азии. Азербайджан же сохраняет необходимый потенциал для укрепления Срединного коридора на Каспии и Кавказе. Казахстану близка азербайджанская позиция и прагматичные требования открытия коридора без каких-либо таможенных пунктов и контроля с армянской стороны.
Весной 2024 года в ходе государственного визита К.-Ж. Токаева в Азербайджан в Баку состоялось первое заседание Высшего межгосударственного совета Казахстана и Азербайджана, что свидетельствует о качественно новом уровне взаимодействиям на уровне глав государств.
Президенты Казахстана и Азербайджана символически открыли Срединный коридор, участвуя в церемонии прибытия контейнерного поезда из китайского терминала Сиань на станцию Апшерон в Баку. Поезд, состоящий из 61 контейнера, вёз 55 сорокафутовых вагонов с китайскими электромобилями, строительными материалами, трубами и другими товарами, проделав через Казахстан и Каспийское море путь длиной около 3200 миль за короткий промежуток времени в 11 дней.
Видимое сокращение времени транспортировки может стать надежным маршрутом для доставки товаров из Восточной Азии в центр Европы менее чем за месяц.
Важно, что Транспортно-логистический центр в Сиане принадлежит Казахстану, он создан с целью увеличения объемов грузоперевозок по Срединному коридору. В планах – ежемесячная отправка из этого центра 10 контейнерных поездов. Планируется, что к 2030 году объем грузоперевозок по Среднему коридору увеличится до 11 млн тонн в год. Также штаб-квартира Ассоциации перевозчиков «Срединного коридора» расположена в г. Астана.
Казахстанско-азербайджанские отношения с учетом фактора перспективных транспортных связей, а также политического союза тюркских государств, приобрели характер стратегического сотрудничества.
Вопрос об интеграции трёх стран
Казахстан вместе с Азербайджаном и Узбекистаном объединяются для экспорта традиционной и возобновляемой энергии в Европейский Союз. 1 мая 2024 года они подписали межправительственный Меморандум о сотрудничестве по объединению энергосистем трёх стран в производстве зелёной энергии, её экспорту в Евросоюз. Для реализации такого проекта потребуется строительство дорогостоящей инфраструктуры.
Эксперты считают, что вопрос интеграции энергосистем Казахстана, Азербайджана, Узбекистана будет зависеть скорее от ценовой политики и способности поддержания стабильности национальных энергосистем. Министр энергетики РК А. Саткалиев, отмечая перспективы интеграции энергосистем трёх стран, приветствовал начало прокладки высоковольтного кабеля по дну Каспийского моря. Также было заявлено о разработке бизнес-модели для развития международных трансмиссионных коридоров (финансирование, поток доходов и владение) и продажи зелёной энергии в страны ЕС.
Казахстан, как и остальные участники трёхстороннего соглашения, видит выгоду объединения энергетических систем – это улучшение эффективности национального энергосектора и повышение собственной энергетической безопасности.
Геополитический интерес к Срединному коридору США и лидеров ЕС.
На встрече глав государств ЦА с президентом Джо Байденом в формате С5+1 в Нью-Йорке в 2023 году. В американских СМИ (The Wall Street Journal) отмечался интерес Белого дома к региону ЦА и Срединному коридору, в частности необходимостью создать альтернативные логистические пути в обход России.
После начала специальной военной операции на Украине интерес к ТМТМ со стороны Евросоюза резко увеличился.
Европейские компании, работавшие ранее с Россией, ищут маршруты для грузоперевозок в обход территории РФ, обеспечить бесперебойную поставку товаров из Китая. Наиболее оптимальным вариантом обозначен Срединный коридор вместо «Транссиба». После начала СВО уже летом 2022 года на встрече в Баку министров иностранных дел и транспорта Казахстана, Азербайджана и Турции, была выражена готовность инвестировать в развитие грузовых маршрутов между Европой и Азией в обход РФ. Тогда же европейские компании – датская “Maersk” и финская “Nurminen Logistics” мобильно переключились на железнодорожную сеть Казахстана, ведущую в Китай.
Там же, на полях ГА ООН председатель Европейского совета Шарль Мишель особое внимание уделил развитию сотрудничества с ЦА по Транскаспийскому мультимодальному коридору и эффективных транспортных коридоров в качестве приоритетного направления. К.-Ж. Токаев заявил о готовности Казахстана стать региональным хабом по поставкам продовольствия и другой продукции посредством реализации «Срединного коридора».
Евросоюз, понимая убытки в связи с сокращением транзита судов через Суэцкий канал на 30%, провёл в январе 2024 г. в Брюсселе первый Форум инвесторов в рамках инициативы “Глобальный коридор” (Global Gateway) по транспортным связям между ЕС и Центральной Азией. Бюджет “Global Gateway”к 2027 г. достигнет 300 млрд евро.
Европейские и международные финансовые институты проявили заинтересованность в развитие устойчивых транспортных связей в Центральной Азии и заявили об инвестировании транспортно-логистических проектов в 10 млрд евро.
ЕС назвал Срединный коридор безальтернативным маршрутом для работы с Китаем и странами Персидского залива.
В этой связи в 2023 г. ЕС определил 33 инициативы в области «жесткой инфраструктуры», включая логистику и пересечение границ, а также семь действий по Казахстан, экспортируя в Европу нефть, уран и пшеницу, намерен развивать с ЕС современный проект строительства волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря.
В ноябре 2022 г. президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев организовал встречу с главами иностранных диппредставительств, аккредитованных в республике, где заявил, что Транскаспийский международный транспортный маршрут приобретает все большее значение для обеспечения энергетической безопасности.
В январе 2024 г. К.-Ж. Токаев, говоря о преимуществах ТМТМ, пригласил представителей итальянского бизнес-сообщества принять активное участие в развитии портов, совместном производстве транспортных судов и создании логистических центров.
На открытии пленарной сессии Боаоского азиатского форума в марте 2024 года в китайской провинции Хайнань, казахстанский лидер подчеркнул важность совместных усилия по развитию как существующих, так и новых транспортных маршрутов, включая ТМТМ, который “наиболее эффективно обеспечивает безопасность цепочек поставок между Азией и Европой инициативу «Один пояс, один путь».
Осенью 2023 г. эксперты департамента Центральной и Западной Азии Азиатского банка Развития (АБР) предложили пять шагов для устойчивого развития Срединного коридора и улучшения связуемости путей укрепления экономической устойчивости в странах Кавказа и Центральной Азии, их выход на внешние рынки.
Почему АБР обратился к региону ЦА в отношении Транскаспийского коридора? Обоснование даётся логичное и убедительное.
Эксперты АБР считают, что экономики стран Кавказа и Центральной Азии за последние несколько лет демонстрируют заметную устойчивость к последствиям пандемии COVID–19 и к современным экономическим и геополитическим потрясениям. В 2020-2022 гг. в регионе наблюдался средний рост на 2,4%; а объем торговли товарами вырос в 2022 г. на заметные 34% по сравнению с 2021 г. Несмотря на то, что внутрирегиональная торговля стран ЦА и Кавказа пока невелика: всего 5,4% от общего товарооборота этих стран в 2022 г.), АБР высоко оценивает способность экономик Кавказа и Центральной Азии эффективно реагировать на внешние потрясения и признаёт большой потенциал для диверсификации торговых и транспортных маршрутов региона.
Развитие Транскаспийского коридора позволяет диверсифицировать риски, которые складываются в нынешних геополитических условиях.
Срединный (Транскаспийский) коридор в реализации своего потенциала сталкивается с рядом препятствий:
Диверсификация торговых путей очевидна, что позволит расширить и повысить эффективность Срединного коридора для будущего».
Казахстан находится в выгодной позиции: через его территорию пролегают оба участка Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Вызовы геополитики и стратегическая динамика региона ЦА
Геополитическая турбулентность в мире продолжает оказывать влияние на логистику грузоперевозок. С учетом имеющихся реалий и неутешительных прогнозов Казахстан рассматривает альтернативные маршруты, в первую очередь, через Каспий.
Казахстан и ЦА оказались в центре логистических интересов глобальной торговли. Выгодное географическое положение Казахстана относительно маршрута ТМТМ дает все предпосылки для активного инвестирования в развитие транспортного коридора в регионе.
Срединный Коридор обходит не только Россию, но и Иран, используя порты в Казахстане и Туркменистане для транспортировки грузов через Каспийское море в Азербайджан. Оттуда грузы направляются в Европу через грузовые порты Грузии или через территорию Турции.
Казахстан и вся Центральная Азия оказались вовлеченными в «Большую игру» ведущих мировых держав – США, ЕС, Турции. Все они находятся в противоречивой и конфликтной связке с Китаем и Россией.
Стратегия Запада отражает стратегию противодействия влиянию КНР и России, стремится к уравновешиванию их влияния на ЦА, заявляет об открытой конкуренции в мировой экономике и торговле с КНР, также военно-политическом противостоянии с Россией.
Страны ЦА, расположенные в центре Евразии, находятся на перекрестке геополитических интересов и транспортно-логистических маршрутов китайского “Пояса и пути” (Шёлкового пути), Транскапийского коридора и проходящего через Россию коридора “Север – Юг”, который в значительной степени конкурирует со Срединным маршрутом и др.
Россия, как вызов Западу, географически и санкционно отстранена от участия в Транскапийском коридоре. Это усложняет ситуацию в Каспийской регионе в отношении ТМТМ, влечёт противоречия между региональными игроками в ЦА, усиливает внимание Запада к региону ЦА, регулированию маршрутов со стороны ЕС или США.
Сегодня транскаспийский международный транспортный коридор является одним из ключевых маршрутов в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Он играет важную роль в развитии экономики Китая и определяет потоки грузов в регионе.
Следует учитывать рост влияния Турции, она рассматривает армянский Зангезурский коридор как перспективную часть ТМТМ, заинтересована в том, чтобы он был под контролем Азербайджана, что увеличивает риски геополитической эскалации в Закавказье.
Сложности практической реализации маршрутов.
Транспортный коридор изначально имел ряд проблем, связанных с устаревшим состоянием автомобильных и железных дорог, недостаточным количеством транспортных средств и технического оснащения при перегрузе на пограничных переходах, что является причиной низкой пропускной способности.
Пограничные и таможенные процедуры громоздкие, неулаженные участниками, требуют согласованных действий, также логистические сложности из-за нерегулярного паромного сообщения и перегруженности портов.
Большие потери времени из-за задержек на морском плече (дефицит перегрузочной и разгрузочной инфраструктуры, а также соответствующих морских средств), поэтому доставка из Китая в Европу по Транскаспийскому коридору составляет пока 50-60 суток. Так, в казахстанском порту Актау грузы ожидают перегрузки до 90 суток ввиду нехватки судов, обеспечивающих контейнерные перевозки.
Стоимость доставки в среднем на треть больше, чем по территории России. Это делает данный маршрут неконкурентоспособным по отношению к океанской доставке.
Туркменистан является одним из важных звеньев международного коридора ТМТМ, но он не инициирует пока свои проекты ни для Центральную Азии, ни для Кавказа, или западных стран.
Для ЕС главный политический вызов его внешней политике в регионе Центральной Азии остаётся Россия, и прежде всего, её СВО на территории Украины. Значимость проекта Срединный коридор, запущенного в 2017 г., резко возросла после начала военных действий.
Европа готова оказывать больше внимания региону из-за растущей значимости транспортных путей через регион. Разворачивается конкуренция между ЕС и КНР в сфере инфраструктуры и транспорта в Центральной Азии.
Однако усилия операторов по развитию Транскаспийского коридора, по оценкам германской аналитической компании “Roland Berger”, переориентированные объёмы с Северного (российского) маршрута на Срединный коридор, незначительны, они составляют около 1%.
Основной недостаток коридора через Каспий – его долговременный характер и дороговизна маршрута, также недостаточность соответствующей инфраструктуры вдоль маршрута и на Каспии.
Подготовить хорошо продуманную стратегию развития Среднего коридора, скоординированную между многочисленными заинтересованными сторонами
Необходимы регулярные инвестиционные вливания в инфраструктуру маршрута, заинтересованность мировых банков и институтов.
Создание консорциумов по управлению транспортно-логистическими потоками между Казахстаном и Азербайджаном, между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Их назначение значительно сократить и нейтрализовать бюрократические препятствия.
Снизить торговые издержки и внедрить экологически чистые решения за счет снижения нетарифных барьеров и развития инфраструктуры
Провести реформы, способствующие развитию предпринимательства и снижению производственных издержек, чтобы повысить способность быстро реагировать на возникающие рыночные возможности.
Диверсифицировать направления экспорта и источники импорта, что включает более активное участие в системе многосторонней торговли и вступление во Всемирную торговую организацию для стран, которые не присоединились к организации
Основной задачей для стран–участниц ТМТМ является улучшение инфраструктуры для оперативной, качественной и слаженной работы на протяжении всего логистического процесса. Эффективные логистические решения предоставляет компания «Asstrа Associated Traffic AG» корпоративным клиентам из Казахстана, Турции, Европы и Китая заявила, рассматривая данный маршрут как стратегически важный.
Укрепить региональное сотрудничество для развития трансграничной инфраструктуры, логистики, людских ресурсов, систем обеспечения качества продукции и других целей. Так, Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия при поддержке ЕС приступили к реализации проекта по экспорту чистой «зеленой» энергии. Подключение к этим проектам генерируемых мощностей Казахстана является перспективным проектом.
Развитие ТМТМ, как и иных транспортных путей, пересекающих территорию Казахстана, важно с точки зрения повышения логистической роли страны в Евразии, экономической выгоды и позитивного геополитического позиционирования.