20 сентября Sputnik Азербайджан опубликовал статью о том, что «ВТБ - проектный офис» представила правительству РФ проект по развитию международного транспортного коридора «Север-Юг». Согласно презентации компании под названием «МТК “Север-Юг” – бесшовная технология грузоперевозок из России до южных портов Ирана», предлагается строительство новой железной дороги от границ России до южного порта Ирана единой колеей в 1520 мм. В рамках проекта также предложена соединить железной дорогой Имишли (Азербайджан) и Парсабад (Иран) (рис. 1)
Рис. 1. Технические параметры проекта западного участка МТК «Север-Юг»
Источник. МТК Север-Юг – бесшовная технология грузоперевозок из России до южных портов Ирана // 1520international. URL: https://1520international.com/ (дата обращения: 30.09.2024).
Стоит отметить, что «ВТБ – проектный офис» создан осенью 2023 г. после того, как Правительство РФ поддержало предложение Банка ВТБ о создании проектного офиса для подготовки предложений по развитию МТК «Север – Юг». А весной 2024 г. между Москвой и Баку был утвержден совместный план действий по созданию нормативной правовой базы, необходимой для развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры МТК «Север – Юг».
При ознакомлении с вышеупомянутым проектом «ВТБ – проектный офис» сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, ширина колеи железных дорог России и Азербайджана составляет 1520 мм, а Ирана — 1435 мм (рис. 2). Действительно ли удастся выстроить грамотно бесшовную технологию стыкования, учитывая разность колеи?
Рис. 2. Ширина Колеи
Источник. МТК Север-Юг – бесшовная технология грузоперевозок из России до южных портов Ирана // 1520international. URL: https://1520international.com/ (дата обращения: 30.09.2024).
Во-вторых, в проекте не указана стоимость строительства, что вызывает сомнения в его реализации в ближайшие годы, хотя работы по проекту предлагается завершить к 2031 г.
В-третьих, всегда сложно договариваться с иранской стороной. У нас есть пример проекта строительства участка «Решт-Астара», который долгое время не двигался с места. И лишь в мае 2023 г. российской стороне удалось подписать соответствующие документы с Тегераном для достройки этой участки.
В то же время следует подчеркнуть, что в случае реализации этого проекта и открытия Зангезурского коридора Россия получит прямой доступ не только к Персидскому заливу, но и к средиземноморским портам Турции. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию многостороннего сотрудничества в регионе, а также послужит укреплению региональной безопасности.