Русский язык в Центральной Азии
01.10.2024
В последнее время в центральноазиатском регионе усиливается давление на русский язык и русскоязычных граждан, проживающих в местных республиках. Серьезный резонанс получила история, произошедшая в одной из ташкентских школ, где учительница применила физическую силу по отношению к шестикласснику за то, что последний попросил ее вести урок по русскому языку на русском языке. Отметим, что главы внешнеполитических ведомств России и Узбекистана в рамках встречи на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке не обошли стороной данный инцидент.
На видео, распространившимся в интернете, учительница несколько раз грубо толкает ученика, прижимает его к школьной доске и бьет по лицу. Управление дошкольного и школьного образования Ташкента подтвердило факт произошедшего и сообщило, что педагог был принят на работу совсем недавно. Министерство иностранных дел Российской Федерации оперативно отреагировало на инцидент, запросив от узбекских властей официальные объяснения случившегося, а также правовую оценку материала в национальных СМИ. Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства М.В. Захарова заявила, что Москва будет внимательно следить за реакцией Узбекистана на произошедшее в ташкентской школе.
Тем не менее, вице-спикер парламента Узбекистана А. Кадыров призвал российский МИД заниматься «своими внутренними делами, а не заботиться о наших внутренних делах». Министерство иностранных дел России в ответ вызвало Посла Узбекистана в РФ, господина Б. Асадова, для того чтобы обозначить, что высказывание А. Кадырова является неприемлемым в контексте сохранения дружественных отношений между двумя государствами. В свою очередь ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Республики Узбекистан Ш. Кудратходжаев поддержал высказывание
А. Кадырова относительно инцидента в школе, отметив, что жители Узбекистана, которые не знают государственного языка страны, являются «оккупантами».
В ходе встречи глав внешнеполитических ведомств России и Узбекистана на полях недавно завершившейся Генассамблеи ООН в Нью-Йорке было принято решение не вмешиваться во внутренние дела друг друга.
Стоит понять, а может ли ученик узбекской школы в современном мире требовать, чтобы предмет велся на русском языке? С правовой точки зрения ответ очевиден – нет. Ведь узбекский язык, согласно Конституции республики является единственным государственным, а русский даже не обладает статусом языка межнационального общения. Однако еще в прошлом году в стране насчитывалось более 940 школ с русскоязычными дисциплинами. Более того, более 20 узбекских вузов полностью или частично используют русский язык в рамках освоения студентами образовательных программ. Русский язык остается широко востребованным в системе образования Узбекистана.
На самом же деле школа № 188 Ташкента (где произошел инцидент) также является русскоязычной, а инцидент произошел на уроке русского языка, который до недавнего времени вели на русском языке. Кроме того, в 4-й статье Конституции отмечается, что «Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношения к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создает условия для их развития».
Таким образом, несмотря на то что подобные инциденты в Узбекистане еще не приобрели массовый характер, они способствуют тому, чтобы Россия активизировала политику по защите русского языка и культуры в данном регионе. Ведь подобные случаи наблюдаются не только в Узбекистане, где статус русского языка не закреплен юридически, но даже в Казахстане, согласно Конституции которого, русский язык является официальным и во многом равнозначным государственному (казахскому) языку.
Представляется целесообразным отстаивать национальные интересы Российской Федерации в постсоветских республиках Центральной Азии путем продвижения российского инструментария «мягкой силы» в регионе, формирования позитивного и привлекательного образа Москвы, а также развития сотрудничества с местными республиками в образовательной сфере. Отдельный акцент необходимо делать на том, что знание русского языка является своеобразным бонусом для граждан центральноазиатских стран, поскольку открывает для них конкурентные преимущества над своими соотечественниками в контексте дальнейшего трудоустройства и возможности построения успешной карьеры.